Телеграм-канал епархии
Сообщаем, что с целью оперативного освещения социального служения в Ростовской епархии создан новостной телеграмм-канал. 
Приглашаем к участию по ссылке: https://t.me/miloserdie_rostov
Коронавирус
Горячая линия
оперативного штаба помощи
в сложной эпидемиологической ситуации
88007758130
Сбор средств через сайт

КАЛЕНДАРЬ

Календарь

ПОМОЖЕМ ВЕЗДЕ

bd1

"Духовные основы милосердия". прот. Владимир Тер-Аракельянц.

Печать

 
Также в разделе читайте:
 

prot-vladimir-portrait intro

XVI ДМИТРИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ.

Доклад на секции « Взаимодействие  и координация работы сестричеств милосердия» направления «Социальное служение Церкви».

 

 
 
 
Духовные основы милосердия раскрываются в Священном Писании и в святоотеческом предании.
Что говорит нам о милосердии Священное Писание, где в книгах Ветхого и Нового Завета это понятие встречается около трехсот раз?
Милосердие понимается:
- во-первых, как форма непосредственного общения человека с Богом: «Обручу тебя мне  в правде и суде, в благости и милосердии», - говорит Творец устами пророка Осии (Ос. 2; 19);
- во-вторых, как образ жизни через подражание Божественному милосердию: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), - заповедует Господь наш Иисус Христос;
- в-третьих, как спасительный подвиг избавления от грехов: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием твоим к бедным; вот чем может продлиться мир твой», - свидетельствует пророк Даниил (Дан. 4:24).
Апостол Иаков говорит о том, что «Мудрость, сходящая свыше…полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).
Такого рода мудрость благотворна и для отдельного человека, и для целого народа: «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Притч. 11:17). Творец прямо и недвусмысленно говорит венцу своего творения, что именно милосердие формирует человека как личность, перед Ним предстоящую, и определяет основной принцип благословенной жизни  для каждого народа и для всего мира людей в целом.
В Евангелии от Матфея 25:31-46 (о Страшном Суде) читаем:
«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Человек более всего должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком… Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. Оно делает мудрыми… Оно есть признак божества…Итак, по всем этим причинам научимся быть милосердными, а особенно потому, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии».
В русской народной речи есть грустный, но очень глубокомысленный исторический совет: «От  сумы и от тюрьмы не зарекайся». При всей его кажущейся простоте, это присловье в течение многих веков не только звучит как призыв к осторожности, но и воспринимается в национальной жизни именно как призыв к милосердию.
Это очень важное русское народное качество совпадает с развернутым определением христианского милосердия, которое принадлежит святителю Василию Великому:«Милосердие есть болезнование о страждущих сверх меры их вины и сострадание к ним. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями. Поскольку и мы были некогда славны в райском состоянии, а по причине падения стали бесславны и унижены, то Бог нас милует, видя, какими мы были и какими мы сделались».
На христианском Востоке издавна различают два вида милосердия – телесное и духовное.
Дела милости, которая оказывается телу, - накормить голодного, одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, посетить больного и заключенного, с христианским достоинством погрести тех, кто умер в нищете.
Милость, оказываемая духу или душе человека – это исправление грешника, по слову апостола Иакова о том, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов»(Иак. 5:20); это научение истине и добру, это чистосердечный совет и предупреждение об опасностях, это утешение в скорбях, искреннее прощение, молитвы о других людях.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о людях, которые по разным причинам не могут сами себе зарабатывать на жизнь…и делиться с ними плодами труда.
Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил себя именно с обездоленными, Церковь всегда призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, трудоспособный престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств».
Как же нам творить дела милосердия?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин призывает нас творить милостыню со смирением:«Милосердие выше девства, поста и молитвы. Милосердный, живущий по заповедям и без девства, есть подражатель Богу, Который говорит: будьте милосердны, как Я милосерд (Лк.6,36). Ты беден, терпишь недостаток, нужду; будь милостив по своим возможностям. Бог ценит произволение и усердие, а не количество денег; подашь бедному и одну копейку, Бог оценит её лучше сотен и тысяч рублей, поданных богачом из тщеславия и самолюбия. Тщеславие и гордость портят всю цену милосердия; пример тому фарисей, дававший десятину доходов своих. Две лепты усердия и смирения бедной вдовицы оказались в очах Божиих больше тщеславных жертв богача.
Милосердие очищает множество грехов. Нищие для того и являются на нашем пути, чтобы испытывать сердца христиан, они - проба для нас, и на Страшном Суде Божием будут или нашими ходатаями, помощниками и покровителями или обвинителями в жестокости. Блаженны будут тогда милостивии, ибо они помилованы будут».


Podval9

Podval10

Podval11

МИЛОСЕРДИЕ-на-Дону

yabezmami

beznarkoticov

antispid

kscbom

diaconia1

.